О договоре займа
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь возможны возмездные сделки по предоставлению займов между физическими лицами.
Такие сделки могут осуществляться как в валюте Республики Беларусь, так и в иностранной валюте (в свое время по данному вопросу было дано специальное заключение Конституционного суда Республики Беларусь).
Договор займа является реальным, то есть он считается заключенным в момент передачи денежных средств, а не в момент подписания договора.
О форме договора займа
В соответствии с ст. 761 ГК РБ договор займа между физическими лицами должен быть заключен в письменной форме, если им предусмотрен займ в сумме более 10 базовых величин (то есть практически в любом случае).
В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка или иной документ, удостоверяющий передачу заемщику определенной денежной суммы.
В силу ст. 404 ГК РБ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма также считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято посредством совершения лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (так называемые конклюдентные действия) (ст. 408 ГК РБ).
О договорах присоединения
Договор займа, заключаемый между Кредитором и Заемщиком на нашем онлайн-сервисе, является договором присоединения.
В соответствии со ст. 398 ГК РБ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Следует учитывать, что в силу п. 2 той же статьи Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит законодательству, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
О принудительном взыскании
В соответствии с законодательством Республики Беларусь споры между физическими лицами могут быть переданы на рассмотрение третейскому суду.
Третейский суд, хотя и не являясь образованным государством органом правосудия, выполняет аналогичные судебные функции, рассматривая споры между сторонами, договорившимися о передаче споров на рассмотрение соответствующего третейского суда.
В связи с более простой процедурой и для целей ускорения процесса взыскания в пользу кредиторов несвоевременно уплаченных процентов и сумм займов нами при ООО «Финансово-аналитическое бюро» был зарегистрирован в Главном управлении юстиции Мингорисполкома третейский суд. С документами суда Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе "Третейский суд".
В случае необходимости, мы готовы предоставить Вам образцы документов, необходимых для возбуждения дела о взыскании несвоевременно оплаченных сумм процентов и займов.
Также следует отметить, что в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь взыскание денежных средств по договору займа возможно в обычной, исковой, процедуре (подача иска, предварительное заседание, основное заседание, возможность обжалования решения) и в ускоренном, приказном производстве (подача заявления с приложением документов, вынесение судом приказа об исполнении, направление должнику; если должник не возразил в течение 10 дней, то приказ вступает в силу, и его можно передавать сразу судебным исполнителям).
О предпринимательской деятельности
Одним из немаловажных вопросов, возникающих у пользователей системы - кредиторов, является вопрос отнесения предоставления займов посредством системы к предпринимательской деятельности и последствий такого отнесения.
Действующее законодательство Республики Беларусь, а именно Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 1), устанавливает, что под предпринимательской деятельностью понимается деятельность направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом. При этом четкого определения понятию «систематичности» в отношении сделок по предоставлению займов одним физическим лицом другим физическим лицам гражданское законодательство не дает.
В силу ст. 70 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" от 10.01.2000 № 361-З официальное толкование нормативного акта может быть осуществлено только органом, его издавшим, и в форме издания соответствующего нормативного акта. Таким образом, официальное толкование норм Гражданского кодекса возможно только путем издания закона Республики Беларусь.
В то же время, для целей получения мнений специалистов органов государственной власти и управления, нами были организованы запросы в следующие ведомства Республики Беларусь:
-
Конституционный суд Республики Беларусь;
-
Министерство юстиции Республики Беларусь;
-
Национальный банк Республики Беларусь;
-
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.
Копии ответов данных органов Вы можете найти на нашем сайте (размещены ниже). К сожалению, ни один из специалистов перечисленных органов не смог выразить внятного мнения относительно понятия «систематичность извлечения дохода» применительно к предоставлению займов. В связи с этим мы считаем возможным выразить собственное мнение относительно толкования данного понятия применительно к выдаче займов одним физическим лицом другому физическому лицу.
По нашему мнению, наиболее близким нормативным актом, регулирующим сходные правоотношения (по предоставлению займов физическими лицами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) является Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 №394. В соответствии с этим указом допускается получение заемщиками — индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые не являются микрофинансовыми организациями, займов от одного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, не более двух раз в течение календарного месяца. Таким образом, Указ №394 фактически признает правомерными действия по предоставлению не более двух займов физическим лицом без регистрации в качестве предпринимателя, что, по нашему мнению, может расцениваться как определение понятия «систематичность» применительно к предоставлению займов.
Также, по нашему мнению, в данном случае для целей раскрытия понятия «систематичности» применительно к предоставлению займов и отнесения такой деятельности к предпринимательской должна применяться ст. 1 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" в части применения законодательства по аналогии (аналогия закона - применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения).
В связи со всем вышеизложенным, по нашему мнению, предоставление одним физическим лицом займов иным физическим лицам в количестве не более 2 в течение одного календарного месяца не может расцениваться как предпринимательская деятельность и не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
ответ Конституционного Суда.pdf
ответ Министерства Юстиции.docx
ответ МНС.doc
ответ НБ РБ.pdf